Исторический журнал Загадки Истории
|
Содержание Разделы:
|
Государство Караханидов (942—1210 гг.) Процессы, которые привели к возникновению Караханидского каганата, как, впрочем, и создание этого государства, были в свою очередь сами в какой-то мере результатом политических, экономических и культурных контактов Семиречья и Восточного Туркестана с западными регионами Средней Азии. Контактов к тому времени уже достаточно традиционных и сложившихся. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-сыккулья. Большинство ученых с достаточным основанием считают караханидских правителей выходцами из Центрального Хантенгри (Тяньшань), юга Кыргызстана, Чуйской долины.
Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915—955) выходца из племени чигиль, сын Базира Арсланхана. Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.
У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным
правителем с титулом арслан-хан и престолом в Баласагыне стал Муса, который в
940 году обосновал свою столицу в городе Баласагыне. Он завершил дело, начатое
его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией
Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории
народов Средней Азии и Восточного Туркестана: Караханидский каганат становится
неотъемлемой частью так называемого мира ислама в общности мусульманских
государств, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Индии (а теперь и
Кашгара). Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития
систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии; приобщился к
арабо-иранской культуре.
В первые десятилетия существования Караханидского каганата
в миграционных связях между восточными и западными регионами Средней Азии
преобладало восточное направление. Это была мирная культурно-экономическая
экспансия на восток: из густонаселенных оазисов Мавераннахра и других западных
областей Средней Азии уходили земледельцы, купцы, ремесленники, представители
интеллигенции, перед которыми создание мусульманского государства в Семиречье и
Восточном Туркестане открывало новые возможности и заманчивые перспективы. В это
время правители Караханидского каганата, используя знамя священной войны с
неверными, были заняты походами и расширением границ своего государства на
север, юг и восток. Следует сказать, что при Караханидах была образована единая центральная власть со всеми ее атрибутами. Границы государства постоянно охранялись воинами. Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами, что в дальнейшем и привело к распаду государства. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой. В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана. В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов. В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась. Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ, военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известны Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари. В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития. |