Исторический журнал

Загадки Истории

 

домашняя страница

Содержание

Разделы:

Государства и страны

Люди и судьбы

Династии

Период

Сражения

Архитектура и культура

Народы и цивилизации

Города и области

 

 

 

 

 

 

 

Государство Караханидов (942—1210 гг.)

Процессы, которые привели к возникновению Караханидского каганата, как, впрочем, и создание этого государства, были в свою очередь сами в какой-то мере результатом политических, экономических и культурных контактов Семиречья и Восточного Туркестана с западными регионами Средней Азии. Контактов к тому времени уже достаточно традиционных и сложившихся. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-сыккулья. Большинство ученых с достаточным основанием считают караханидских правителей выходцами из Центрального Хантенгри (Тяньшань), юга Кыргызстана, Чуйской долины.

 

Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915—955) выходца из племени чигиль, сын Базира Арсланхана. Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.

У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным правителем с титулом арслан-хан и престолом в Баласагыне стал Муса, который в 940 году обосновал свою столицу в городе Баласагыне. Он завершил дело, начатое его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории народов Средней Азии и Восточного Туркестана: Караханидский каганат становится неотъемлемой частью так называемого мира ислама в общности мусульманских государств, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Индии (а теперь и Кашгара). Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии; приобщился к арабо-иранской культуре.
В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Сред­ней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов прости­рались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

В первые десятилетия существования Караханидского каганата в миграционных связях между восточными и западными регионами Средней Азии преобладало восточное направление. Это была мирная культурно-экономическая экспансия на восток: из густонаселенных оазисов Мавераннахра и других западных областей Средней Азии уходили земледельцы, купцы, ремесленники, представители интеллигенции, перед которыми создание мусульманского государства в Семиречье и Восточном Туркестане открывало новые возможности и заманчивые перспективы. В это время правители Караханидского каганата, используя знамя священной войны с неверными, были заняты походами и расширением границ своего государства на север, юг и восток.

Чтобы удержаться в захваченных владениях, Караханидам были необходимы постоянное присутствие и помощь этой военной силы. Поэтому они выделяли пришедшим с ними кочевникам и соплеменникам лучшие земли для пастбищ, выплачивали воинам жалованье или (гораздо чаще) наделяли их икта. Икта - это род феодального пожалования за службу, когда иктадар (обладатель икта) получал не саму землю, а право сбора с нее налогов. Эта форма феодального пожалования наиболее удобна для кочевников. Принимая участие в военных мероприятиях своего хана, илека или тегина, исполняя более или менее постоянную военную службу, кочевник остальное время проводил со своим племенем, приезжая в пожалованное икта для сбора налогов с земледельцев. Впрочем, определенная часть пришедших с востока тюрков-кочевников в силу различных причин в конце концов оседала на плодородных землях захваченных Караханидами оазисов.

Таким образом, на караханидских монетах отражалась многоступенчатая (от 4 даже 5 ступеней) феодальная иерархия. На более низких ступенях иерархической лестницы, не находивших отражения на караханидских монетах, стояли феодалы среднего ранга, начальники отрядов и т. д. И, наконец, на самой низшей ступени находились воины-иктадары.
Этот новый период характеризуется подъемом производительных сил, связанных с дальнейшим развитием феодального способа производства, расцветом градостроительства. Возрастают объемы торговли, совершенствуются технологические процессы. Увеличивается спрос на ремесленную продукцию. Нарушается замкнутость натурального хозяйства сельской общины, которая вовлекается в сферу торговых отношений. Усиливаются экономические связи оазисов с кочевой степью. Высокого уровня достигает сельскохозяйственное производство.
О высоком уровне товарно-денежных отношений при Караханидах красноречиво говорит число монетных дворов, работавших в то время. Всего в настоящее время их известно пять: Узгенд, Ош, Кузорду или Баласагын, Шельджи, Барсхан. На территории государства было найдено большое количество кладов караханидских монет, насчитывающих от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров.
Все эти перемены были вызваны к жизни как объективными, так и субъективными факторами. К числу первых надо отнести прежде всего дальнейшее развитие производственных сил и производственных отношений на базе развивающегося, еще не изжившего себя феодального способа производства. К числу вторых - политику правительства Караханидского каганата, направленную на поощрение ремесел, сельского хозяйства, торговли.

Следует сказать, что при Караханидах была образована единая центральная власть со всеми ее атрибутами. Границы государства постоянно охранялись воинами. Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами, что в дальнейшем и привело к распаду государства. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характе­ризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада госу­дарства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отрав­лен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) прави­ли сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у  Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могу­щественного государства Караханидов на этом завершилась.

Государство Караханидов не было простым повторением пре­жних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ, военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом прин­ципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.

Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известны Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наме­тившегося развития.

Сайт создан в системе uCoz